Статья посвящена анализу актуальных зарубежных исследований и программных документов международных организаций о цифровой трансформации в организациях, аналогичных российским организациям среднего профессионального образования, в аспекте выявления компетенций педагогических работников, обеспечивающих данную трансформацию.
Осуществлен анализ около 50-ти научных работ и документов преимущественно последних пяти лет в логике выявления причинно-следственных связей по линии: образовательные результаты – характеристики образовательного процесса – требования к кадровым ресурсам организаций технического и профессионального образования и подготовки кадров.
Показано, что в программных документах международных организаций и зарубежных научнопедагогических концепциях «портрет цифрового педагога» отнюдь не сводится к владению базовыми цифровыми технологиями или цифровой грамотности и даже к умению пользоваться цифровыми технологиями для обучения и управления образовательным процессом. При концептуализации квалифицированного «цифрового педагога профессионального образования» зарубежные исследователи и международные организации рассматривают цифровую трансформацию не в качестве цели, а в качестве важного контекста, дополнительного ресурса, позволяющего педагогам профессионального образования и образовательным организациям выстраивать образовательный процесс в соответствии с запросами рынка труда и самих обучаемых.
Таким образом, успешный «цифровой педагог» предстает педагогом профессионального образования, обеспечивающим соответствие образовательного процесса названным запросам в условиях цифровой трансформации, а входящие в концепции твердые и мягкие навыки (общие и профессиональные компетенции, качества личности) преподавателей должны обеспечивать возможности (в том числе, очень серьезные дополнительные возможности, которые предоставляет цифровая трансформация образования) для такого построения образовательного процесса.
Ссылка для цитирования:
Фишман И.С., Фишман Л.И., Прудникова В.А. «Цифровой педагог» технического и профессионального образования в фокусе зарубежных исследований // Ярославский педагогический вестник. 2025. № 3 (144). С. 88-106. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2025-3-144-88. https://elibrary.ru/ZUXKEP
Опубликована статья «Цифровой педагог» технического и профессионального образования в фокусе зарубежных исследований»
-
- Поделить в Телеграм
- Поделить в ВК